Суббота
20.04.2024
04:23
Вход
Видео
Погода
Мироново 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Сообщества
  • Группа В Контакте
  • Клуб-музей истории села
  • Тайник
  • Творчество DjGrun
  • Творчество DjParamon
  • Школьный сайт
  • Поделись
    Наш опрос
    Нравится ли вам природа нашего села?
    Всего ответов: 109
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Живу я в Мироново...

    История образования села Мироново

    Село Мироново, относящееся сейчас к Артемовскому району Свердловской области, возникло как деревня Арамашевской слободы. Впервые Мироново, как и большинство других арамашевских деревень, упоминается в росписи крестьян Верхотурского уезда, пострадавших от башкирского набега в 1662-1663 годах. Деревни в списке перечислены в следующем порядке. 
     
    Первым назван острог – центр слободы; потом деревни – «вверх по Режу реке», Миронова, Госкова, Ячменева, «на Роскате» (сейчас - Роскатиха), Киштимова, Колуга (Кулига), Косикова (Косякова), Исакова, Коптелова, «Фефилова деревня Истомина» (сейчас – Никонова), Табары. Видно, что описание шло в основном с юга на север, хотя порядок иногда нарушался. В деревне «вверх по Режу реке» показаны четверо братьев Подкиных. В 1680 году они проходят как жители деревень Подоселинской, Борисовой и Роскатищинской. Видимо, их деревня в 1662 году находилась в непосредственной близости от острога. В южной части слободы надежно идентифицируются деревни Миронова, Гостькова и Роскатиха. Среди них записана деревня Ячменева. Но в переписи 1680 года Ячменевская описана между Роскатищинской и Косиковской, что, видимо, и соответствовало ее географическому положению. Раньше 1662 года названий деревень в списках Арамашевской слободы не встретилось. Это не значит, что деревень не было. Просто податной единицей был крестьянский двор. А отдельная деревня как таковая делопроизводителей не интересовала, особенно на раннем этапе освоения, когда число крестьянских дворов в слободе ограничивалось несколькими десятками. Поэтому более ранняя история арамашевских деревень частично восстанавливается по косвенным сведениям, содержащимся в общеслободских списках. Большинство крестьян из списка пострадавших записаны и в переписи 1659 года. В том числе шесть из семи семей деревень Мироновой, Гостьковой и Роскатихи. 
    Вряд ли крестьяне переселялись с места на место каждые два-три года. Поэтому есть все основания считать, что в 1659 году вышеперечисленные деревни уже существовали. Процесс возникновения новых поселений отнюдь не носил стихийного характера, а был организован по определенной схеме. Сначала по решению властей (иногда – по инициативе снизу) принималось решение о создании новой крестьянской слободы. Посылались уполномоченные определить границы и убедиться, что земля никем не занята. После этого набирались желающие поселиться в новую слободу, которым выдавалась ссуда и определялся льготный (безналоговый) срок для обзаведения хозяйством. Первые новопоселенцы организовывали, как правило, центральное поселение слободы, пришедшие позже – ставили деревни. Поэтому ни одна деревня в слободе не могла возникнуть раньше, чем сама слобода. Г. Ф. Миллером была запущена в историографию ошибочная версия о времени создания Арамашевской слободы в 1630 году. Основанием ее служило упоминание о слободе «на реке Реже». Но по Режу в это время стояли деревни Невьянской слободы, центр которой находился вблизи слияния Нейвы и Режа. Поэтому, под «слободой на Реже» надо понимать именно Невьянскую. К тому же документы сохранили прямое известие о времени создания Арамашевской слободы. В крестьянской книге Верхотурского уезда 1636/37 года сказано: «Да в нынешнем же во 145-м году при воиводе ж при Иване Еропкине да при подьячем при Иване Селетцыне в Верхотурском ж уезде на Невье заведена на речке на Акшарке слобода вновь. Крестьян в ту слободу призвано на льготу. Льготы им дано до 149-го году. А со 149-го году государевы пашни пахать.» Речка Акшарка (сейчас – Ошкарка) была границей между Невьянской и Арамашевской слободами. Поэтому последняя и называлась некоторыми ранними документами слободой «на Акшарке», то есть – начинающейся от речки Акшарки. Следовательно, самой ранней ранней возможной датой возникновения любой арамашевской деревни является 1637 год. Многие уральские деревни получили свое название по основателям или первопоселенцам. В рассматриваемой местности к таковым относятся Миронова и Гостькова. Время появления Мироновых и Гостьковых в Арамашевской слободе можно предполагать как даты основания соответствующих деревень. В крестьянской книге 1652 года про Мироновых, крестьян Невьянской слободы, сказано следующее: «Миронко Козьмин в Арамашеве в беломесных общей статьи. У него 5 сынов, 3 женаты. Написан в пашню в десятину вновь. А в ево место подрятчики Конанко да Пятко Бутаковы». Из записи понятно, что глава семьи уже в Арамашевской слободе, его дети продолжают числиться по Невьянской, но вместо них пашут другие. Но глава семьи был казак и, возможно, жил в самом остроге или поблизости от него. Как крестьяне Арамашевской слободы Мироновы впервые отмечены крестьянской книгой 1655/56 года: «Игнашко Миронов з братьею.» Родоначальник второй семьи деревни Мироновой – Мантуровых - также в 1652 году отмечен как арамашевский казак, но его дети продолжали жить в Невьянской слободе: «Гашко Мантуров в беломесных в Арамашеве. Стар. А пашут иво дети в иво место». С 1655/56 года среди арамашевских крестьян записаны «Гаврилко Мантуров с сыном.» Где жили в казаках Миронов и Мантуров в 1652 году сказать пока нельзя, но в 1655 году обе семьи уже крестьянствовали. Следовательно, можно считать, что деревня Миронова была основана к 1655 году, возможно – после 1652 года. Таким образом селу уже можно было отметить 350 лет. Жили первопоселенцы достаточно зажиточно, о чем свидетельствует информация о их потерях при набеге 1662-1663 годов. Родоначальник семьи Гостьковых – Ортюшка (Артемий) Федоров сын – был прибран в крестьяне Арамашевской слободы в 1638/39 году на льготу до 1641/42 года. В первых документах он проходит с прозванием «Устьянец», с 1648/49 года – «Гостько». Возможно, он изначально поселился в деревне, получившей название от его прозвища. 
    То есть, датой основания Гостьковой можно предполагать 1639 год. Сосед Гостьковых – Баженко Дмитриев – по документам обнаруживается только с 1659 года. На старинных картах и в некоторых документах можно встретить другое название Гостьковой – «деревня Оски Иевлева». Оска (Осипко) Иевлев в крестоприводной книге 1645-1646 годов значится как «Суконского волоку кырьинский жилец». Как крестьянин Арамашевской слободы известен с 1656 по 1659 годы. В окладной книге 1661 года он показан казаком Арамашевской слободы. Поэтому, очевидно, его двор не значится в перечне пострадавших от набега, который содержит сведения только о крестьянских хозяйствах. Из двух первых жителей Роскатихи Стенька (Степан) Косухин фиксируется в Арамашевской слободе с 1652 года, когда он вступил в пашню вместо сбежавшего Стеньки Копыла. В том же 1652 году в крестьянских книгах появляется и Лучка Прокопьев сын как «брат» Ивашки Иванова сына Пушкина. В крестьянской книге 1659 года он показан с прозванием «Кокшар», в 1663 году – «Голой». Его «брат» Ивашко Пушкин жил в деревне Ячменевой (см. выше). Можно предполагать, что Косухин и Прокопьев поселились «на роскате» уже в 1652 году. Следующий после 1663 года перечень арамашевских деревень содержит перепись 1680 года. К этому времени верхотурские слободы восстановились от набега, выросла численность населения старых деревень, возникли новые. В списке деревни Мироновой 1680 года значится десять дворов, четыре из которых принадлежали старожилам - Мироновым (три) и Мантуровым. Еще в двух жили уроженцы Верхотурского уезда - Борисовы, переселенцы из той же Невьянской слободы, время прихода которых не показано, и Жулимовы, пришедшие в 1673/74 году из Невьянского Богоявленского монастыря. В четырех дворах показаны выходцы из более дальних мест: Першины из Чердынского уезда (с 1666/67), Забилины из Вологодского уезда (с 1669/70) и двое Казанцев из казанского села Мансурова (с 1673/74). В переписи 1669 года в Арамашевской слободе из вышеперечисленных обнаруживаются только четверо старожилов. В деревне Гостьковой в 1680 году насчитывалось пять дворов. В двух из них жили Гостьковы. Еще в одном – Тебнев, - выходец из монастырских крестьян Суздальского уезда, пришедший «в Сибирь» в 1661/62 годах. В деревне он поселился, женившись на вдове одного из Гостьковых. Еще в двух дворах жили выходцы с Пинеги – Кузнецовы, пришедшие в 1666/67 году, и Воронины, пришедшие в 1675/76 году. В деревне Роскатищинской перепись 1680 года описывает девять дворов. Из них только один старожильческий, в котором жили Косухины. Во всех остальных жили уроженцы Верхотурского уезда. По два двора Подкиных, Исаковых и Загайновых и один Пахалуевых, переселившихся из более северных деревень Арамашевской слободы. В последнем дворе показан Якушко Кондратьев – уроженец Невьянской слободы. В 1680 году описана и новая в этих местах деревня – Бучина, насчитывавшая три двора. В одном из них жил крестьянин Федька Буча, давший имя деревне. Он показан родившимся в Арамашевской слободе. Но по переписи 1666 года он еще жил в деревне Лопатовской Невьянской слободы. В 1669 году в переписи Арамашевской слободы он не значится. В остальных дворах жили Шелегины, уроженцы Невьянской слободы, и Андрюшка Вага, пришедший с Ваги «в Сибирь» в 1665/66 году. Оба также не обнаруживаются в переписи 1669 года. Следовательно, деревня Бучина могла быть основана между 1669 и 1680 годами. Следующий список деревень Арамашевской слободы датируется 1696 годом. В Мироновой к этому времени было уже 22 двора, 15 из которых принадлежали представителям семей из списка 1680 года, некоторые из которых показаны уже под другими фамилиями (Мироновы-Оксеновы – 6 дворов; Забелины -3, по два - Мантуровы и Казанцовы; по одному - Борисовы-Шаламовы и Жулимовы-Супротивка). Из новых жителей - Кочневы – переселенцы из Невьянской слободы. Происхождение шести других новопоселенцев пока не установлено (среди них – Пелевка, Шелегины и Самочерные; остальные трое – без какого-либо прозвания). В деревне Бучиной насчитывалось девять дворов. В трех жили старожилы – Бучины (два двора) и Андрюшка Вага. Еще в трех – переселенцы из деревни Верхнеярской Невьянской слободы Косихины – родственники Косихиных (Косухиных) из деревни Роскатихи. В трех дворах жили новопоселенцы, происхождение которых определить пока не удалось – Пашко Михайлов, Усольцы и Уховы. После Бучиной в 1696 году описана деревня Шелегина. Судя по порядку описания, она находилась между Бучиной и Гостьковой. В ней насчитывалось четыре двора, населенных Шелегиными, которые в переписи 1680 года числились в Бучиной. Возможно, Шелегина – обособленная часть Бучиной, которую при переписи посчитали отдельной деревней. В Гостьковой в 1696 году насчитывалось 11 дворов. Старожилы населяли шесть из них: по два - Подкины и Кузнецовы, по одному - Дебневы (Тебневы) и Воронины. Из Гостьковых в деревне оставались только пасынки Тебнева. В пяти дворах жили новые люди. Из них прозвание имели только Сурнины. В деревне Роскатихе насчитывался 21 двор. Старожилы жили в восьми: четыре двора Подкиных, два Загайновых, по одному - Косухиных и Пахалуевых. Еще в пяти жили переселенцы из других арамашевских деревень: Деевы-Орефьевы (два двора) – из Ячменевой, Подкины и Недосековы – из Подоселинской, Пестеревы – из Кулиги. Власко Копырин переселился из деревни Клевакиной Невьянской слободы. В семи дворах жили новоселы с неуказанными прозваниями и неизвестным пока происхождением.
    По материалам сайта http://www.okorneva.ru/